2020-ый получился особенным. Олимпийские игры, новые достижения и вершины – именно этим он должен был войти в историю. Но получилось все иначе. Председатель БОО «Федерация настольного тенниса» и главный тренер национальной команды Александр Николаевич Петкевич подвел итоги года, рассказал, чем жил наш вид спорта последние двенадцать месяцев и обрисовал перспективы на будущее.
-- Год начинался традиционно. Готовились к отбору на Олимпийские игры. Впервые задумались об опасности, которую несет коронавирус, в Гондомаре, куда не приехали участники из Китая, выступающие за различные европейские команды. В конце февраля я был одним из первых, кто предложил ITTF приостановить предстоящие турниры в Италии и Польше. Но никто и подумать не мог, что инфекция будет распространяться с такой силой и придется переносить Олимпиаду. Я и сейчас считаю, что неправильно проводить ее в 2021-м. Ведь ситуация на данный момент значительно хуже, чем это было летом 2020 года!
В конце осени возобновился международный календарь. Обратил внимание, что на Лиге чемпионов в Дюссельдорфе спортивную арену разделили на зоны, приняли серьезные меры с привлечением врачей, других специалистов. Было сделано все, чтобы снизить риск заражения. В такой же ситуации прошли Кубки мира среди мужчин и женщин. После них в Макао прошёл первый турнир WTT. Следует отметить, что практически все спортсмены, принимавшие участие в Кубках мира в Китае, переехали в Макао. Соревнования в Китае и Макао были проведены с карантином: спортсмены и тренеры не имели права выходить в город и контактировать с кем-либо. Они почти месяц находились в так называемом пузыре. Это серьезные меры, к которым надо быть психологически готовым. Не все на такое согласятся. Например, Владимир Самсонов отказался от таких условий.
Как будет на Олимпиаде? Есть вопросы и по проведению европейской олимпийской квалификации. На мой взгляд, в нынешней ситуации, не выступая в турнирах 11-12 месяцев, лучше начинать не со столь серьезных стартов. Скажем так, неплохо было бы размяться, проверить себя, а уже потом бороться за путевки на Олимпийские игры.
***
-- Что касается белорусского настольного тенниса. Наши спортсмены получили хорошую тренировочную практику, которой им всегда не хватало из-за плотного графика международных соревнований. Нам пришлось переносить и отменять некоторые республиканские турниры, но в целом мы выполнили график, за исключением Кубка Беларуси и нескольких юниорских соревнований. Плюс к этому мы провели пять турниров на призы федерации, посвященных разным событиям.
Чтобы стимулировать спортсменов, турниры проводили с хорошим призовым фондом. Пусть он и не очень большой, но в случае победы спортсмен получал сумму сопоставимую с его месячной заработной платой. То есть в определенной степени это материальная заинтересованность. Мы специально создавали официоз (красивые площадки, онлайн-трансляции на YouTube канале, торжественное награждение и т.д.), чтобы теннисисты не воспринимали это как тренировочный процесс, а относились как к официальному старту. Таким образом, мы пытались компенсировать недостаток соревновательного опыта и помогали выйти из монотонного тренировочного режима. К сожалению, у нас совсем небольшой круг спортсменов, поэтому участвовали в основном одни и те же игроки. Если бы мы могли варьировать состав участников, было бы еще лучше.
Спортсмены добавили в физических кондициях и технических данных – это видно невооруженным взглядом. Мы чувствуем, что этот год не прошел даром. Но главное, чтобы все это вылилось в какой-то результат. А для этого нужны соревнования. Мы очень надеялись, что они начнутся уже в январе. Но сейчас объявили, что два турнира WTT пройдут в марте в Катаре. После этого планируется провести мировую олимпийскую квалификацию, конечно, если коронавирус этому не помешает. Это ближайшие старты, которые покажут, в какой форме находятся спортсмены и насколько психологически устойчивы в связи с таким длительным перерывом.
К сожалению, вижу, что это ситуация сказывается на многих наших теннисистах именно в психологическом плане. Одно дело добавить в быстроте реакции, в качестве каких-то технических элементов, подач и т.д., и совсем другое - отсутствие соревновательной практики. Пропадает уверенность в себе.
Очевидно, что тренировочная практика нужна, но этот процесс очень затянулся. Практически все, несмотря на длительную паузу без соревнований, тренируются хорошо. Мы все время в ожидании каких-нибудь турниров, и это своеобразная мотивация.
***
-- Еще один вопрос, который беспокоит, - новая серия соревнований. При ITTF создали коммерческую структуру, она называется WTT. Раньше была компания TMG. Это коммерческая структура отвечала за систему соревнований, рейтинг и прочее. Но потом случился раскол в руководстве, начались расследования. В итоге TMG ушла со скандалом, забрав все документы и архивы. Длительный период времени не было никакой структуры. ITTF через своих менеджеров проводила соревнования World Tour разных уровней. Не так давно было объявлено, что при ITTF с 1 января 2021 года начнет действовать новая структура, с которой подписан контракт на целых 15 лет. Там есть определенные финансовые условия. На мой взгляд, не все открыто, не все прозрачно и не все рационально со стороны ITTF. Вопросов много. Я не сторонник того, чтобы так резко переходить от одной системы соревнований к другой, тем более, впереди олимпийский год.
В WTT несколько категорий соревнований. Самый значимый турнир - Grand Smash, затем Кубок чемпионов, Star Contender, Contender, есть еще и система юношеских соревнований. Классифицируются они и количеством, и качеством участников, и призовым фондом. В новой структуре собраны специалисты, которые раньше работали в подобных коммерческих структурах по развитию других видов спорта: большого тенниса, футбола, бильярда и прочих достаточно успешных в финансовом плане. Они захотели эту модель перенести на настольный теннис, не учитывая многих нюансов, которые есть в нашем виде.
Например, было заявление, что призовой фонд этих турниров будет увеличен на миллионы долларов. Мне тоже это сразу очень понравилось. А оказалось, что они просто заставляют увеличивать призовой фонд проводящую организацию. То есть если раньше у нас на Belarus Open уходило 35 тысяч долларов, то сейчас минимально должно быть 75. И контракт должен быть подписан сразу на два года. Помимо этого выдвинут ряд дополнительных требований, которые опять же влекут за собой дополнительные затраты. Это, например, цвет столов: черный, хотя раньше был синий. То есть нам надо закупить новые столы. Такая же история и с напольным покрытием и бортиками. Серьезные требования по количеству зрителей, трансляциям и т.д. Хотя наши предыдущие турниры проходили на очень высоком уровне, мы неоднократно получали призы за качественную организацию Belarus Open.
Что будет с Belarus Open? Мы планируем провести турнир, но в новом формате. Если делать в прежнем формате, то за победу в нем можно получить лишь 75 очков. Это ведь капля в море. Я написал в международную федерацию, что таким образом отбивают желание у национальных ассоциаций проводить открытые чемпионаты, не входящие в систему WTT. Есть такое понятие WTT Feeder, это как бы пробный турнир. В таком формате и думаем провести Belarus Open.
***
-- На мой взгляд, новая структура проявляет особую заботу об элите мирового настольного тенниса, но мало думает о развитии вида спорта в целом. Подтверждением этого является опубликованная на днях система подсчета рейтинговых очков. Там большое значение придают турнирам WTT. За победу в Grand Smash спортсмен получит 2000 очков. Столько же дают за первое место на чемпионате мира и Олимпийских играх. Но турниров Grand Smash в году четыре, а Олимпиада раз в четыре года. На мой взгляд, эти соревнования нельзя ставить на одну ступеньку. Ситуация может быть как в большом теннисе. Спортсмены уровня Надаля, Федерера ездили по коммерческим турнирам, там зарабатывали деньги, и чемпионат мира и Олимпиада для них ничего не значили, так как в финансовом плане они не интересны. В нашем виде ситуация другая. Денег у нас особо не заработаешь, поэтому в настольном теннисе важен титул. У нас нет богатых спортсменов, которые находятся на самоокупаемости. Именно титул дает привилегии финансирования от государства или от федерации. В этом и есть разница. Про это нельзя забывать.
Или вот, например, за победу на чемпионате Европы, который проходит раз в два года, дают лишь 500 очков. Причем очки можно заработать, только попав в число шестнадцати сильнейших. Как можно за победу на турнире Star Conterder давать 600 очков, а за тот же результат на континентальном первенстве всего 500? Чемпион Европы – это всегда было громкое звание, а что сейчас?
Я написал об этом письмо в ITTF и национальные ассоциации. Думаю, после рождественских каникул мы получим ответ. Отрадно, что мои коллеги из швейцарской и бельгийской федераций придерживаются таких же взглядов и активно высказывают свою позицию. Поэтому есть надежда, что нас услышат. Знаю, что немецкая федерация сейчас находится в конфликте с президентом ITTF Томасом Вайкертом, хотя он тоже немец.
Необходимо пересмотреть эту градацию. Спортивные достижения там подменяют коммерцией. Конечно, надо поднимать престиж нашего вида спорта, укреплять материальное положение спортсменов. Но нельзя разрушать то, что создавалось десятилетиями и делало честь настольному теннису. Звание чемпионов мира, Европы, Олимпийских игр должно быть незыблeмым.
Есть там и еще такое правило: в квалификации WTT спортсмен также зарабатывает очки, но они пойдут в актив, только если ты прошел в основную сетку. Это тоже неправильно. В моем понимании было бы правильным присуждать очки в настольном теннисе за победу в круге с учетом рейтинга спортсмена, которого ты обыграл. Возьмем наши реалии. Например, Вера Волкова обыгрывает Дарью Триголос, т.е. юная девочка одерживает победу над чемпионкой страны. Это сенсация! Она должна быть поощрена за это.
Или еще ситуация. На Belarus Open к нам приезжало более 300 спортсменов, причем значительная часть с достаточно высоким рейтингом. И возьмем турнир в Северной Корее, где в основном участвуют местные игроки. Это соревнования разного уровня, но их победители получают абсолютно равное количество очков. Разве это справедливо? Так некоторые ушлые спортсмены ездят на турниры в Нигерию, Марокко или ту же Северную Корею, зарабатывают очки и поднимаются в рейтинге, хотя их уровень объективно уступает тем, кто находится в рейтинге ниже, потому что они участвуют в соревнованиях с более сильным составом. Это же нечестно.
На мой взгляд, разница между элитой и теми, кто послабее, будет как пропасть. Вот как 19-летнему Владиславу Руклецову заработать очки? Сейчас нет соревнований до 21 года. Очки он сможет получить, только участвуя во взрослых соревнованиях. Это значит, что ему там надо пройти квалификацию, т.е. минимум три круга. Прошел два – здорово, споткнулся на третьем – и ни одного очка не получает. То есть он годами может участвовать и не двигаться в рейтинге. А жеребьевка зависит от рейтинга. Рейтинг не повышается, значит, он всегда в квалификации будет попадать на сильного соперника. Как молодому спортсмену двигаться?
Конечно, из тысячи всегда найдется несколько суперталантливых, которые пробьются наверх, но что делать остальным? О каком развитии настольного тенниса мы говорим? Возмущенных будет очень много. Но поезд может уйти. Надо сейчас предотвратить эту ситуацию.
Словом, не все так радужно, как трубят в ITTF. Они рапортуют: начинается новая эра в настольном тенисе. А на самом деле на вершине айсберга окажется лишь элита, это максимум 50 человек. Но где забота об остальных тысячах? У спортсменов должен быть стимул, мотивация.
***
--Не считаю, что год прошел даром, наоборот, мы продуктивно поработали. Уверен, это даст свои плоды. Спортсмены вспомнят об этом, когда возобновятся клубные чемпионаты, восстановится календарь. Это была действительно хорошая возможность повышать свое мастерство. Понятно, что не могут все выстрелить одновременно, но качество игры улучшилось однозначно у всех. Понятно, что тренировался весь мир. Да, весной в Европе был локдаун, но с лета все активно работали, начали проводиться турниры. То есть все воспользовались возможностью повысить свое мастерство, и конкуренция будет жесткой. Победит тот, кто выдержит психологически.
Хотел бы в новом году пожелать, чтобы у всех были хорошие результаты. Что я имею в виду? В первую очередь - завоевать лицензии. Хотелось бы, чтобы на Олимпиаде мы были представлены двумя женщинами и двумя мужчинами. Это непросто сделать. Да, для Владимира Самсонова это вполне реально. Учитывая травму Павла Платонова, правильнее говорить, что возможность завоевать лицензию есть у Александра Ханина. Но ему, впрочем, как Надежде Богдановой и Дарье Триголос, это будет сделать достаточно сложно. Надо очень постараться.
Надеюсь, к лету соревнования возобновятся. Личный чемпионат Европы планируется провести в Варшаве в июне. Командный чемпионат Европы пройдет в конце сентября в Румынии. Но чтобы туда попасть, надо пройти квалификацию. Для меня европейские соревнования наиболее реальны, где мы можем показать результат. На чемпионате мира конкуренция значительно выше, там балом правят азиатские спортсмены, особенно в женском настольном теннисе. Но для начала, чтобы на равных с ними конкурировать, надо показать себя на европейских турнирах. Я считаю, что Богданова с Триголос способны проявить себя на континентальных соревнованиях. Хотя надо понимать, что уровень европейских игроков также растет.
Что касается Саши Ханина, то ему надо научиться быть в ладах с внутренним “я”. Он очень переживает, когда проигрывает очки. Если он обретет психологическую устойчивость, научится управлять своим внутренним состоянием, то он сможет добиваться хороших результатов. Он способный парень, у него есть мотивация. Сегодня это один из самых перспективных игроков Беларуси.
Появился у нас Владислав Руклецов. Интересный парень, но ему необходимо подтянуть физическую форму. Если он будет усердно над собой работать, то из него может вырасти хороший теннисист. Есть еще Жора Кунац, который приехал из Гродно. Он вырос за короткий промежуток времени и может составить конкуренцию Ханину и Руклецову на внутренних соревнованиях. На примере трех этих ребят мы можем говорить о полноценной команде во главе с Владимиром Самсоновым и Павлом Платоновым. Раньше мы могли о таком только мечтать.
Появилось и несколько хороших девочек: Дарья Кисель, Вера Волкова, Дарья Василенко. Это следующее поколение, которое приближается к Триголос и Богдановой. Год-полтора и они будут конкурировать на равных. Такая ситуация не может не радовать. Есть и еще хорошие девочки, в том числе и в Гродно. Перспективы у нас неплохие.
В новом году хотел бы пожелать прежде всего здоровья. Пусть это и не оригинально, но очень актуально. Также желаю реализовывать задуманное и воплотить в реальный результат проделанную работу. Потому что тренировка ради тренировки бессмысленна. Должен быть спортивный результат. Для этого нам надо вернуться в нормальный ритм жизни, чего в общем также всем и желаю.