У Светланы Кудиной интересная тренерская судьба. Уйдя из спорта, она вернулась в настольный теннис спустя 15 лет. Сегодня в другой ипостаси себя уже не видит. В день 50-летия Светлана Николаевна рассказала нам о своем прошлом и настоящем, а также помечтала о будущем.
-- Помните, как пришли в настольный теннис?
-- Всегда хотела заниматься каким-нибудь видом спорта, но обычно звали мальчиков. Где-то в середине первого класса к нам в школу пришла Татьяна Григорьевна Петкевич, позвала в настольный теннис. Мы плохо представляли, что это такое, но пошел почти весь класс. Правда, вскоре я осталась одна. Быстро втянулась, и уже не представляла себя без настольного тенниса.
-- Не поверю, если скажете, что ни разу не возникало желания бросить спорт.
-- Было. Дважды. Первый раз это случилось в классе седьмом. Тогда начались дискотеки, друзья… Ребята собираются во дворе, а я с сумкой иду на тренировку. Конечно, мне хотелось с ними быть, а не заниматься. Я говорила дома, что иду в зал, а сама шла гулять. Но когда старший брат узнал об этом, сказал, надо делать выбор: улица или спорт? И я вернулась к тренировкам.
Второй раз думала бросить из-за проблем с посещаемостью школы в девятом или десятом классе. Мы часто ездили на соревнования, и мне приходилось много пропускать. И в какой-то момент классная сказала, что больше меня никуда не отпустит, потому что надо готовиться к экзаменам. Угрожала, что напишет плохую характеристику, хотя училась я хорошо. Помню, собираемся ехать на очередные соревнования, встречаемся на вокзале, прихожу и говорю, что никуда не поеду. Татьяна Григорьевна: «У тебя же есть освобождение». Говорю, что его не приняли. Она убедила меня поехать на соревнованиях, пообещав, что все уладит. Татьяна Григорьевна действительно сходила в школу, и с того времени я стала любимой ученицей. Помню, мама пришла с собрания и смеется: «Я комфортнее себя чувствовала, когда тебя ругали. Начали хвалить – мне стало неловко».
-- Был ли у вас после школы выбор, куда идти учиться?
-- Я жила около нархоза и сперва думала поступать туда. Тогда было очень престижно работать товароведом или еще кем-то в этом роде. Физкультурный институт? Туда было далеко ездить. Но почти вся наша группа собиралась идти как раз в физкультурный. Я стала задумываться, что будет, если не поступлю в нархоз? В итоге мы вшестером пошли в один вуз.
-- Тренироваться – это одно дело, а тренировать – совсем другое. Когда после вуза пришли работать, разочарования в выборе профессии не было?
-- Я начала тренировать, еще учась в институте. Мы пошли работать после второго курса. В первой половине дня учились, а во второй – тренировали. Мне очень нравилось, и не было никаких сомнений по поводу выбора профессии.
Но к окончанию института, поняла, что жить на зарплату тренера будет очень сложно. Мне как раз предложили играть за польский клуб и заниматься там с детьми, конечно, я согласилась. Проработала там два года.
А после Польши я на 15 лет ушла из настольного тенниса. Занялась бизнесом. Понимаете, время такое было… Рассталась со спортом исключительно из финансовых соображений. Но все время хотела вернуться. Всегда интересовалась ситуацией в настольном теннисе, следила за результатами наших спортсменов. Хотела, но не верила в то, что меня могут взять обратно. Когда родила второго ребенка, понимала, что в торговлю не вернусь, думала пойти в детский сад физработником. Но неожиданно позвонил Александр Николаевич Петкевич и пригласил на работу. Я ни секунды не колебалась. И по сей день не жалею об этом решении.
-- Чему-то удивились, вернувшись в спорт?
-- С одной стороны, 15 лет – это большой кусок жизни, а с другой, как будто никуда и не уходила. По большому счету ничего не изменилось. В свое время много ездила на всесоюзные сборы, видела, как работают разные тренеры. Сохранились у меня и институтские конспекты, и спортивные дневники. Сложно было привыкнуть к новому ведению счета: раньше ведь играли до 21-го, а когда я пришла, стало до 11-ти. Помогали старшие коллеги. Сейчас уже появились свои наработки.
-- Нынешние дети отличаются?
-- Дети очень сильно изменились. Стали менее мотивированными, не приспособленными к преодолению трудностей. Я впервые с этим столкнулась, когда приехала работать в Польшу. А через пятнадцать лет вернулась в спорт и поняла, что у нас такая же ситуация.
-- Вы строгий тренер? Что чаще используете: кнут или пряник?
-- К каждому ребенку должен быть индивидуальный подход. Да, иногда приходится быть слишком требовательной, повышать голос. Возможно, где-то можно было бы обойтись и без этого, но порой иначе не получается достучаться до ребенка. С годами приходит тренерская мудрость.
-- Очень часто с годами проходит и желание бороться с ветряными мельницами… У вас не так?
-- Понимаю, что не наелась тренерской работой. На это повлиял большой перерыв, у меня появилось чувство голода до тенниса. Да, случаются разные периоды. Многое зависит от отдачи. Вроде стараешься, вкладываешься, а благодарности не видишь. К счастью, есть дети, которые не оставляют тебе время на уныние, заставляют двигаться вперед.
-- Своих детей отдали в настольный теннис?
-- Когда я вернулась к тренерской работе, сын занимался большим теннисом, но по той причине, что больше не могла возить его, Артуру пришлось оставить спорт. А дочку я привела за собой, можно сказать, не оставила ей выбора. Арине уже 15 лет, она продолжает заниматься настольным теннисом. Получится ли из нее что-нибудь? Не знаю. Помните, что со мной в таком возрасте было? Я часто себя с ней сравниваю. Но тогда время было немного другое. Помню, приходишь в школу после соревнований, спрашивают: «Где была?» -- «В Армении», -- отвечаю. Следующий раз: «Где была?» -- «В Грузии». Одноклассники смотрели на меня большущими глазами, они ведь дальше Минска не выезжали, разве что к бабушке в деревню. А мы оттуда сапожки привезли, оттуда -- кофточку, оттуда -- косметику. Сейчас все это есть в магазинах, за границу люди выезжают без проблем…
Помню еще, что в десятом классе нас освободили от выпускных экзаменов, потому что в Сочи были какие-то командные соревнования. Мы вернулись счастливые, загорелые. Только сочинение писали – и все. Нам очень завидовали одноклассники.
-- Светлана Николаевна, хочу сделать вам комплимент: вы выглядите моложе своих лет!
-- Спасибо. Это все благодаря спорту. Конечно, гены тоже играют свою роль. Но именно настольный теннис сделал меня такой активной и легкой на подъем. Присутствует во мне и дух авантюризма.
-- О чем мечтаете?
-- Я далеко вперед не заглядываю. Если говорить о личном, то хотелось бы, чтобы дети устроились в жизни и подарили мне внуков. Что касается работы, то на другом месте себя не вижу. Надеюсь, ученики достигнут высоких результатов и будут защищать честь нашей страны.
-- Всего этого и желаем Вам, Светлана Николаевна. С юбилеем!
Наталья СТЕПУРО